Традиции старых мастеров – Эмиль Галле


У всех предметов есть форма, но что в них производит впечатление, которое остается в памяти?
Эмиль Галле

Стекло - один из самых древних материалов изобретенных человеком, которое сопровождает нас в течение пяти тысячелетий. Однако, столь древнее, оно все же не может наскучить - каждое поколение открывает для себя что-то новое в этом удивительном материале. Очарование стекла, его абсолютная рукотворность, сопричастность таланту его автора делают художественное стекло одним из самых любимых видов искусства.

Стекло прошло долгий путь: от непонятного льдистого сгустка, обнаруженного финикийскими купцами на месте их остывшего костра на берегу содового озера, до сложной химической субстанции, бесценной для промышленности и науки. Однако, произнося название этого материала, мы прежде всего представляем себе изысканный бокал, тонкие стенки которого украшены нарядным и прихотливым узором, или эффектную вазу, поражающую совершенством формы.

Дитя второй половины XIX столетия, эпохи эклектики, Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле. Мало того, он вышел за рамки им же созданного стиля, обогнал время и заглянул в будущую эпоху...

Эмиль Галле (1846-1904) был уникальной личностью. Этот чрезвычайно талантливый и энциклопедически образованный человек, давший свое имя целому направлению в развитии декоративно-прикладного искусства, являлся одновременно ученым-ботаником, незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Во всех сферах своей многогранной деятельности ему удалось добиться серьезных результатов.


А что такое стекло Галле, имеет представление всякий, кто хоть раз заглядывал в Эрмитаж или любой другой крупный музей мира. Наверное, любовь Галле к стеклу не была случайной. Ведь стеклоделие испокон веков процветало в Лотарингии. Еще в XVI веке практически каждая деревня или любой заштатный городишко Лотарингии имели свою стеклоплавильную печь, а их продукция была хорошо известна по всей Европе и успешно соперничала с произведениями из знаменитого венецианского стекла. Возглавив в середине семидесятых годов XIX века торговый дом Галле-Рейнемер - семейное предприятие родителей, выпускавшее зеркала, изделия из стекла и керамики, - Эмиль Галле проводит ряд экспериментов с технологией эмалевых красок, в результате которых традиционная роспись цветными непрозрачными эмалями приобретает новое звучание.

Следующим этапом становится разработка Галле стеклянных изделий с цветочными формами. Однако всемирную славу Эмилю Галле и его знаменитому стилю создали непревзойденные вазы.

Своеобразный толчок развитию творчества Галле дали изделия из цветного многослойного резного стекла китайских мастеров и английские "камейные" вазы. Будучи большим художником и ученым, он не копирует популярные изделия, а, отталкиваясь от опыта разнообразных известных фирм, усовершенствует технику многослойного стекла, известную с античных времен, и использует все заложенные в ней возможности. Эмиль Галле первым начал примешивать к стеклянной массе окислы металлов, прокладывать между слоями металлическую фольгу, добавляет к технике сложного многопланового травления технику маркетри. С помощью такого травления художники создавали изящное кружево черно-белых витражей, а техника маркетри в наши дни получила название фьюзинг. Схема довольно проста: из разноцветных кусочков стекла собирается картина, и после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое.

Но все эти технологические приемы не были для Галле самоцелью - он стремился к достижению гармонии формы и содержания, к выражению посредством рисунка своих идей философа-символиста.

Главным же мотивом творчества Галле становится его любимая лотарингская орхидея. Этот изысканный цветок, "с неповторимой странностью форм, своеобразным запахом, колоритом, грациозностью и возбуждающей таинственностью", как писал о нем сам художник, благодаря уникальным произведениям великого мастера стал одним из основных символов стиля модерн.

Начиная со своего яркого дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 завоевывал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) – с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых, с 1884 он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Ф.Вийона, Ш.Бодлера, С.Малларме, П.Верлена и других поэтов.

С конца 1880-х годов занимался производством мебели, примечательной не своими формами (повторяющими традиционный рокайльный дизайн), а причудливыми резьбой и вставками из экзотических пород дерева, жемчуга, отделочных и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель» (meubles parlantes).

Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и др.) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную – последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»).

Умер Галле в Нанси 23 сентября 1904. Посмертно, в 1908, были изданы его Сочинения об искусстве – 1884–1889 (Écrits pour l`art – 1884–1889).
Ар нуво вообще появился во всем, к чему было приложимо понятие дизайна - мода, ювелирные украшения, мебель, посуда, вазы - вспомним вазы знаменитого французского дизайнера Эмиля Галле.

Просуществовавшая после смерти Галле в 1904 году чуть более тридцати лет, знаменитая на весь мир мануфактура не выдержала экономического кризиса тридцатых годов и в 1936 году была продана с молотка. Но тем не менее последователи стиля Галле работают и в наши дни, создавая современные вещи по самым интересным образцам в технике, максимально приближенной к тому, что изобрел в свое время Эмиль Галле.


Лотарингские орхидеи... - Искусство Эмиля Галле и Братьев Дом (28 декабря 1999 г. - 15 июня 2000 г.)

Эрмитаж обладает уникальной коллекцией работ известных мастеров Эмиля Галле и братьев Огюста и Антонина Дом, основателей ведущих в конце XIX века художественно-промышленных фирм в Нанси - центре Лотарингии. В прославленных изделиях из стекла Эмиля Галле, соединяется виртуозное владение техникой многослойного стекла с изысканностью форм и декора выдержанных в стиле "модерн". Один из излюбленных декоративных мотивов в работах Галле - цветок орхидеи. Изображения розовых орхидей украшают две парные вазы, подаренные Лотарингией императору Николаю II и императрице Александре Федоровне. Многие экспонаты, представленные на выставке некогда служили украшением апартаментов Николая II и Александры Федоровны в Зимнем дворце. Некоторые из них являют собой пример сотрудничества двух величайших мастеров прикладного искусства Эмиля Галле и Карла Фаберже, на фирме которого создавались художественные серебряные оправы ваз. Мастера фабрики Братья Дом использовав опыт своего знаменитого соотечественника, смогли создать свой, отличающийся цельностью стиль. В 1899 году обе фирмы объединяются, создав творческий союз "Художественная школа Нанси"

Мода на предметы из многослойного стекла работы знаменитой французской фирмы распространилась на Европу, в том числе на Россию. Изысканные стеклянные вазы украшали, претендующие на стильность и современность дома и являлись предметами коллекционирования. В 1889 и 1900 годах на Всемирной выставке в Париже были приобретены вазы для Музея барона А.Л.Штиглица в Санкт-Петербурге, коллекция из которого поступила в Эрмитаж. Многие работы лотарингских мастеров из собрания Эрмитажа являлись дипломатическими подарками русскому двору или предметами убранства дворцовых интерьеров.

Leyyin, Leyyin Web Tasarım, Leyyin Domain, Leyyin Hosting